• Главная
  • Всё о ЖКХ
  • Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств

Ненадлежащее исполнение обязательствЗа неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств исполнитель и потребитель несут ответственность, установленную федеральными законами, настоящими Правилами и договором, если им определен более высокий размер ответственности.

При установлении нарушений исполнителем законов Российской Федерации, настоящих Правил и иных правовых актов, неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств исполнитель несет ответственность в виде:

уплаты неустойки (штрафа, пени), установленной федеральным законом или договором;

возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков жилищно-коммунальных услуг, а также информации о них;

возмещения убытков, причиненных невыполнением или ненадлежащим выполнением своих обязательств;

компенсации морального вреда.

Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, и возмещении вреда подлежат удовлетворению исполнителем в добровольном порядке либо по решению суда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Соглашение об ограничении в договоре с потребителем размера ответственности исполнителя, заключенное до наступления обстоятельств, влекущих ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, недействительно независимо от такого признания судом, если размер ответственности для таких обязательств или за нарушение таких договоров определен федеральным законом.

Любые соглашения исполнителя с потребителем, имеющие целью ограничить или устранить имущественную ответственность, возлагаемую на исполнителя, считаются недействительными.

В случае непредоставления или ненадлежащего обеспечения электрической и тепловой энергией, газом, холодной и горячей водой, предусмотренных договором о предоставлении жилищно-коммунальных услуг, потребитель по своему выбору имеет право:

оплатить в следующем расчетном периоде данные коммунальные услуги в меньшем размере согласно договору;

предъявить исполнителю требование произвести перерасчет платы за непредоставленные (или предоставленные ненадлежащим образом) коммунальные услуги с отражением этого в платежном документе (извещении, счете-квитанции);

на возврат ему денежной суммы, уплаченной за непредоставленные или предоставленные ненадлежащим образом коммунальные услуги в случае нарушения требований к качеству предоставляемых коммунальных услуг электро, тепло, газо, водоснабжения. Неоднократность случаев неправомерного непредоставления или предоставления ненадлежащим образом коммунальных услуг, их несоответствие стандартам, делающие невозможным использование коммунальных услуг без нанесения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя, относятся к существенным недостаткам;

кроме мер ответственности, перечисленных ранее, также на возмещение реального ущерба, причиненного ему вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (ст. 15, 547 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Требования потребителя о перерасчете платы за коммунальные услуги, а также о возмещении причиненных ему убытков подлежат удовлетворению исполнителем не позднее десятидневного срока, начиная со дня предъявления соответствующего требования.

В случае ненадлежащего выполнения или невыполнения работ (ненадлежащего оказания или неоказания услуг) по обслуживанию и ремонту (текущему и капитальному) квартиры, дома, в том числе общего имущества многоквартирного дома, ремонту и эксплуатации лифтов, мусоропроводов и другого внеквартирного инженерного оборудования, содержанию и уборке внутри подъездных и придомовой территорий, сбору и вывозу бытовых отходов и других, предусмотренных договором о предоставлении жилищно-коммунальных услуг, по выбору потребителя:

а)оплачивает такие работы (услуги) в следующем расчетном периоде в меньшем размере согласно договору;

б)предъявляет исполнителю одно из следующих требований:

произвести перерасчет платы за такие работы (услуги) с отражением этого в платежном документе (извещении, счете-квитанции);

безвозмездно устранить недостатки выполненной работы (оказанной услуги);

повторно выполнить работу;

возместить понесенные потребителем расходы на устранение недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;

в)вместо предъявления требований, указанных ранее в подпунктах «а» и «б», отказывается от договора с исполнителем (в том числе в случае обнаружения существенных недостатков выполненной работы или предоставленной услуги) и требует возврата ему денежной суммы, уплаченной за такие работы (услуги). При этом потребитель вправе выбрать по своему усмотрению другого исполнителя, направив соответствующее мотивированное требование управляющей компании, муниципальному заказчику или собственнику жилищного фонда.

При расторжении договора по причине нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг) он не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за выполненную работу (оказанную услугу), за исключением случая, если потребитель принял выполненную работу (оказанную услугу).

При любом из требований, указанных ранее в подпунктах «а», «б» и «в», потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги).

Удовлетворение требований о безвозмездном устранении недостатков или о повторном выполнении работ (оказании услуг) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).

Требования потребителя произвести перерасчет платы за услуги (работы), о возмещении расходов на устранение недостатков оказанной услуги или результата работы своими силами или третьими лицами, а также о возмещении убытков, причиненных расторжением договора о предоставлении услуг, подлежат удовлетворению исполнителем в десятидневный срок, начиная со дня предъявления соответствующего требования.

Требования потребителя о повторном выполнении работы (оказании услуги) подлежат удовлетворению в срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги), а в случае, если зтот срок не установлен, — в срок, предусмотренный договором о выполнении работы (оказании услуги), которая была исполнена ненадлежащим образом.

В случае предъявления потребителем требования о перерасчете платы за услуги (работы) в расчет принимаются тарифы на момент предъявления потребителем такого требования или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о перерасчете.

При добровольном удовлетворении предъявленного потребителем требования о перерасчете платы за коммунальные услуги электро, тепло, газо, водоснабжения, размера оплаты работы (услуги) в расчет принимаются тарифы на момент предъявления потребителем требования об уменьшении их размера оплаты или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении размера оплаты данных услуг.

За нарушение сроков устранения недостатков жилищно-коммунальных услуг и выполнения законных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю неустойку (пени) в порядке и размере, установленных статьями 23 (частью первой пункта первого), 28 (частью первой пункта пятого), 30 (частью третьей), 31 (частью первой пункта третьего) Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», за каждый месяц, неделю, день, час просрочки выполнения требований потребителя, если такой срок определен в месяцах, неделях, днях, часах.

Договором о предоставлении жилищно-коммунальных услуг между потребителем и исполнителем могут быть установлены иные основания неустойки (штрафа, пени), а по основаниям, предусмотренным федеральным законом, — более высокий ее размер.

Неустойка (штраф, пени) исчисляется от размера оплаты отдельного вида жилищной или коммунальной услуги, определенной за период ее необоснованного непредоставления или ненадлежащего предоставления.

По заявлению потребителя неустойка должна быть выплачена исполнителем одним из следующих способов:

за счет уменьшения размера оплаты соответствующей жилищно-коммунальной услуги в следующем расчетном периоде;

выполнения для потребителя дополнительных работ без их оплаты;

возвращения части ранее внесенного платежа (аванса) путем перевода суммы неустойки на счет потребителя в банке, или пересылки ему по почте, или выдачи непосредственно на руки.

По требованию потребителя исполнитель обязан письменно подтвердить свое согласие добровольно выплатить неустойку избранным им способом. В этом случае данное соглашение подписывается обеими сторонами.

По требованию потребителя возмещение вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу вследствие недостатков жилищно- коммунальных услуг, а также информации о них осуществляется путем:

предоставления жилища (вещи) того же рода и качества вместо поврежденного жилища (вещи);

проведения ремонта жилища, исправления поврежденной вещи;

возмещения причиненных убытков.

Исполнитель обязан возместить вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков (непредоставления или некачественного предоставления) жилищно-коммунальных услуг, по требованию любого потерпевшего независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет. Данная ответственность возлагается на исполнителя независимо от его вины.

Вред, причиненный вследствие недостатков централизованного отопления, снабжения электрической энергией, газом и водой, недостатков работы или услуги по обслуживанию жилища, непредоставления полной и/или достоверной информации о стандартах и правилах жилищно-коммунального обслуживания, подлежит возмещению исполнителем.

Исполнитель освобождается от ответственности за вред, причиненный потребителю из-за недостатков предоставляемых им жилищно-коммунальных услуг, а также неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или вины потребителя.

Исполнитель возмещает ущерб, причиненный при ненадлежащем предоставлении жилищно-коммунальных услуг, в размере:

стоимости ремонта жилища, поврежденного (испорченного) имущества, указанного в акте проверки и дефектной ведомости, при невозможности его восстановления (ремонта);

суммы, на которую понизилась стоимость жилища и/или поврежденного (испорченного) имущества, указанного в акте проверки и дефектной ведомости.

Стоимость ремонта жилища, поврежденного (испорченного) имущества, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичный ремонт (имущество), определяется исходя из его цены на момент предъявления потребителем требования о возмещении ущерба.

Убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверхнеустойки (пени), установленной законом или договором, если иное не установлено законом.

Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают исполнителя от исполнения возложенных на него обязательств перед потребителем в натуре.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков в соответствии с гражданским законодательством и законодательством о защите прав потребителей.

Потребитель вправе обратиться с жалобой на действия или бездействие исполнителя в органы Государственной жилищной инспекции, а также обратиться в суд за защитой своих прав и интересов при получении жилищных и/или коммунальных услуг.