Методические рекомендации ЛРУ МВД РФ № 12/7332

Методические рекомендации ЛРУ МВД РФ № 12/7332

от 25.11.2009 г.

При организации работы по приему квалификационного экзамена и выдаче удостоверений охранника следует учитывать следующие обстоятельства.

С момента принятия Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" приказом МВД России от 22 августа 1992 г. № 292 (отменен 17 июля 2006 г.) было установлено, что: частные охранники получают индивидуальные лицензии на осуществление данного вида деятельности, а удостоверение частного охранника является приложением к лицензии.

С принятием Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" Положением о лицензировании частной охранной деятельности (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 г. № 600) указанные индивидуальные лицензии отменены.
В данном Положении в качестве одного из лицензионных требований и условий осуществления вида деятельности было определено "наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции, квалификации, отвечающей требованиям профильного закона подтвержденной удостоверением частного охранника.".

Порядок выдачи удостоверения и даже указание на то кем выдается такое удостоверение, отсутствовали.

Учитывая сложившуюся ситуацию, был разработан и принят Федеральный закон от 6 июня 2005 г. № 59-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", которым установлено, что частный охранник выполняет трудовую функцию и пользуется предусмотренными законом правами при наличии удостоверения частного охранника, которое выдается органами внутренних дел в порядке установленном Правительством Российской Федерации.

Такой порядок до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 629 был не установлен и выдача удостоверения частного охранника территориальными органами внутренних дел осуществлялась в соответствии с уже наработанной практикой.

МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, основываясь на положениях, которые имелись в ранее действовавших ведомственных нормативных правовых актах, выдавали такие удостоверения, правовой статус которых нормативно не закреплен.

Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. № 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности" с 1 июля 2009 г. введены новые требования к получению статуса частного охранника, которые предусматривают обязательную сдачу квалификационного экзамена, которая должна подтверждаться удостоверением частного охранника.

Фактически изменился статус самого документа.

В соответствии с положениями статьи 111 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (вступила в силу с 1 июля 2009 года) "Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональную подготовку и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника.

Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными федеральным законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.
Таким образом, перед получением удостоверения необходима сдача указанного экзамена.

В связи с этим запланирована замена всех имеющихся удостоверений частного охранника у работников охранных организаций на документ единого общероссийского образца (после сдачи ими квалификационного экзамена).
Подготовленными нормативными правовыми актами предусматривается, что все частные охранники в течение определенного периода будут единоразово проэкзаменованы и получат документ единого образца, подтверждающий их право работать по профессии частный охранник.

Проведение такой проверки уровня подготовки и квалификации всего персонала частных охранных организаций (учитывая его количество) запланировано провести до 1 января 2011 г.

Деятельность органов внутренних дел по: организации приема квалификационного экзамена у граждан, необходимого для присвоения профессионального разряда по профессии охранник, и выдаче удостоверения частного охранника,
регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (статья 111);

Налоговый Кодекс Российской Федерации (подпункт 87 пункта 1 статьи 33333);

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 629 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587;

Приказ МВД России от 19 июня 2006 г. № 447 «Об утверждении Инструкции об организации работы по лицензированию и осуществлению органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации»;

Приказ МВД России от 15 июля 2005 г. № 568 «О порядке проведения органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств»;

Приказ МВД России от 21 сентября 2009 года № 715 "О мерах по совершенствованию организации лицензирования и контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации";

Приказ МВД России от 21 сентября 2009 года № 716 "О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России".

Также следует учитывать, что 17 апреля 2009 г. издан приказ Минздравсоцразвития России № 199, который внес изменения в Единый тарифно- квалификационный справочник работ и профессий рабочих (Выпуск № 1) в части введения профессии "охранник" и квалификационных требований к ней (преду-смотрено три профессиональных разряда работников – 4-й, 5-й и 6-й разряды).

Данным приказом практически завершено нормативное закрепление категорирования частных охранников.

Различия в квалификации охранников заключаются в том, что

работник 4-го разряда может осуществлять трудовые функции по оказанию охранных услуг только с использованием специальных средств,

работник 5-го разряда – с использованием гражданского оружия самообороны (газовое оружие, в том числе баллончики со слезоточивыми и раздражающими устройствами, электрошоковые устройства и т.п.) и специальных средств,

работник 6-го разряда – с использованием служебного оружия, гражданского оружия самообороны и специальных средств (т.е. всего спектра разрешенного оружия и специальных средств).

1. Организация приема у граждан квалификационного экзамена, необходимого для приобретения профессионального разряда по профессии охранник

Для организации приема квалификационного экзамена при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах создаются экзаменационные комиссии .

С целью более эффективного использования сил и средств функции данной комиссии могут быть возложены на ранее созданные комиссии по проведению периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств.

Указанные решения принимаются приказами МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, ОВДРО.

При этом, в соответствии с требованиями приказа МВД России от 21 сентября 2009 г. № 715 численность комиссии необходимо расширить за счет включения в её состав представителей охранного сообщества:

руководителей охранных структур,

образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку частных детективов и работников частных охранных организаций,

представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в области образования,

объединений и общественных организаций, работающих в сфере частной охранной и детективной (сыскной) деятельности.

Как правило, в состав комиссии могут быть включены представители охранного сообщества, входящие в состав координационных советов по взаимодействию с охранно-сыскными структурами при ДООП МВД России, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации .

Рекомендуется кандидатуры данных представителей предварительно рассмотреть на заседаниях указанных координационных советов.

1.1. Организация приема квалификационного экзамена у граждан, впервые проходящих профессиональную подготовку.

Квалификационный экзамен (проверка теоретических знаний и практических навыков) в отношении лиц, заканчивающих обучение, как правило, проводится в тех образовательных учреждениях, в которых обучался экзаменуемый. Основанием для проведения квалификационного экзамена в другом образовательном учреждении либо помещении органа внутренних дел может являться отсутствие в образовательном учреждении условий, необходимых для проверки теоретических и практических навыков.
Граждане, завершившие обучение по программе подготовки частных охранников, использующих служебное оружие после 1 июля 2009 года, и не имевшие возможности сдать квалификационный экзамен одновременно с выпускным экзаменом в образовательном учреждении, сдают квалификационный экзамен в порядке, предусмотренном для лиц, заканчивающих обучение, после формирования экзаменационных комиссий и организации приема квалификационного экзамена.

До 31 декабря 2009 года допускается обучение охранников в соответствии с ранее утвержденными программами подготовки охранников.

Проверка теоретических знаний при помощи персональных электронно-вычислительных машин может быть проведена только с использованием образовательным учреждением лицензионного программного обеспечения. В данной части рекомендуется проработать указанный вопрос с участием представителей координационных советов.

В заявке на сдачу квалификационного экзамена, руководитель образовательного учреждения кроме предполагаемого количества лиц, представляемых для сдачи квалификационного экзамена, должен указать информацию о количестве граждан, которые могут быть дополнительно включены в состав группы.

Заявленный срок сдачи экзамена может быть скорректирован комиссией в соответствии с занятостью её членов, принимающих квалификационный экзамен непосредственно при подаче заявки (или не более чем в течение трех дней после ее подачи). Как правило, изменение даты принятия экзамена от заявленной, не должно превышать трех дней.

Для организации приема квалификационного экзамена комиссией учитываются и обобщаются поступившие заявки руководителей образовательных учреждений, охранных организаций, а также заявления граждан, претендующих на получение (повышение) соответствующей квалификации.

На основании полученных заявок комиссией ежемесячно формируется график приема квалификационного экзамена.

Место и время сдачи квалификационного экзамена данной группой лиц, назначается экзаменационной комиссией по согласованию с руководителем образовательного учреждения, которому для подготовки экзаменационных листов передаются списки лиц, предполагаемых для сдачи экзамена.

Поскольку квалификационный экзамен включает в себя вопросы, предусмотренные для проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, а также дополнительные вопросы по тактико-специальной и технической подготовке, положительные результаты сдачи экзамена целесообразно засчитывать в качестве первичной или плановой проверки.

Для пресечения фактов фиктивного прохождения профессионального обучения рекомендуется истребовать списки лиц, прошедших обучение в образовательном учреждении после каждого курса обучения (не позднее 20 дней с момента сдачи выпускного экзамена), особенно для граждан, прошедших курсы повышения квалификации для руководителей частных охранных структур. Указанные списки предлагается хранить в головном подразделении лицензионно- разрешительной работы органа внутренних дел в течение 8 лет.

1.2. Организация приема квалификационного экзамена у граждан, работающих в качестве частного охранника.

В случае если гражданин работает в частной охранной организации, то он может сдать квалификационный экзамен в образовательном учреждении по месту нахождения учетного дела данной организации.

Для этого руководитель или уполномоченный представитель охранной организации представляет в орган внутренних дел по месту нахождения учетного дела организации, документы, предусмотренные пунктом 5.2 Инструкции (приложение № 2 к приказу МВД России от 19 июня 2006 г. № 447, в том числе заявление её руководителя с указанием лиц, предполагаемых для сдачи экзамена.

Следует учитывать, что все охранники, ранее прошедшие курс подготовки по ранее согласованным в установленном порядке программам, предусматривающим использование служебного оружия, имеют право претендовать на получение квалификации охранника 6-го разряда.

Вместе с тем, с учетом практических навыков охранники могут сдавать квалификационный экзамен на более низкий разряд, что должно быть подтверждено их соответствующим заявлением в письменной форме.

Для организации приема квалификационного экзамена комиссией учитываются и обобщаются поступившие заявки руководителей образовательных учреждений, охранных организаций, а также заявления граждан, претендующих на получение (повышение) соответствующей квалификации.

Комиссия в течение 5 рабочих дней рассматривает поступившие заявки (заявления) и назначает дату, время и место сдачи экзамена, о чем уведомляет руководителя охранной организации и образовательное учреждение.

По согласованию с учебным заведением, указанные лица могут включаться в группу экзаменуемых лиц, заканчивающих обучение, либо из них может быть сформирована отдельная группа.

Компенсация расходов образовательного учреждения, связанных с проведением квалификационного экзамена у лиц, не проходящих обучение, осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации в порядке, аналогичном процедуре прохождения частными охранниками периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств.

Решение комиссии оформляется протоколом, подписанным председателем и одним из членов комиссии (принимавшим экзамен).

Копия протокола приобщается к материалам о прохождении периодических проверок частными охранниками и является основанием для учета прохождения периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств.

Для своевременного приема квалификационного экзамена у указанной категории граждан и равномерного распределения нагрузки на подразделения лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел, целесообразно разработать на данный период (до 1 января 2011 года) примерный график приема квалификационных экзаменов, с учетом возможностей материально-технической базы образовательных учреждений (на базе которых организуется прием таких экзаменов).

Видится необходимым рекомендовать руководителям охранных организаций представлять кандидатуры их работников для сдачи квалификационного экзамена в срок, предусмотренный для сдачи ими плановой периодической проверки.

Так, если частный охранник прошел периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств в августе 2009 года, то сдачу квалификационного экзамена ему целесообразно запланировать на июль-август 2010 года.

Указанный режим позволит при осуществлении указанных мероприятий избежать незапланированных дополнительных финансовых расходов со стороны работников частных охранных структур, а также сохранить имеющиеся графики задействования сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы, участвующих в работе экзаменационных комиссий.

Рекомендуется провести разъяснительную работу по данному вопросу с руководителями охранных организаций, в том числе используя возможности координационных советов по взаимодействию с охранно-сыскными структурами.

Необходимо обратить внимание, что в соответствии с требованиями законодательства, лица, работающие в качестве частного охранника по документам, полученным ранее на законных основаниях без прохождения обучения (на основании справки о стаже работы в органах внутренних дел или органах безопасности), могут сдать квалификационный экзамен только после окончания курсов профессиональной подготовки для данной категории лиц
(программа предусматривает 80 часов обучения) по аналогии как для лиц, впервые проходящих обучение по профессии охранник.

2. Организация выдачи (продления срока действия) удостоверения частного охранника

Необходимо обратить внимание, что в соответствии с законодательством выдача удостоверений частного охранника (нового образца) может осуществляться только лицам, сдавшим квалификационный экзамен и получившим квалификацию охранника соответствующего разряда.

Изготовление бланков удостоверений частного охранника осуществляется централизовано подразделениями Центрального аппарата МВД России. Необходимое количество бланков удостоверений будет выделяться в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации по мере их изготовления по письменным заявкам (аналогично порядку получения подразделениями лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел бланковой продукции по линии контроля за оборотом гражданского и служебного оружия).

До получения указанных бланков, головными подразделениями лицензионно-разрешительной работы МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВД по административным округам ГУВД по г. Москве, органов внут-ренних дел на закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах могут выдавать временные удостоверения частного охранника. За выдачу временных удостоверений необходимо взимать государственную пошлину в соответствии с требованиями подпункта 87 пункта 1 статьи 33333 Налогового кодекса Российской Федерации.

При получении бланков удостоверений частного охранника, утвержденного образца, выданные временные удостоверения необходимо заменить у граждан на безвозмездной основе.

Форма временного удостоверения (цвет, размер) определяется головными подразделениями по лицензионно-разрешительной работе МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации самостоятельно с учетом имеющихся возможностей и наличия ранее изготовленной бланковой продукции. Рекомендуется разработку и изготовление бланков указанной временной формы удостоверения частного охранника осуществлять, используя возможности координационных советов по взаимодействию с охранно-сыскными структурами.

Следует учитывать, что такие временные удостоверения должны иметь все реквизиты бланка удостоверения частного охранника (кроме сведений о выдаче личной карточки охранника), форма которого утверждена приказом МВД России от 21 сентября 2009 г. № 716 (приложение № 3).

Необходимо учитывать, что до 1 января 2010 года (до вступления в силу поправок в Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации") выдача удостоверения частного охранника может осуществляться без обязательного предоставления справки о прохождении дактилоскопической регистрации.

В дальнейшем для замены временного удостоверения частного охранника на удостоверение, установленного образца, лица, не прошедшие дактилоскопическую регистрацию, должны будут пройти данную процедуру и представить необходимую справку, которая приобщается к учетному делу частного охранника.

Вместе с тем, в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, где уже организационно имеются возможности по обеспечению указанной процедуры дактилоскопирования, такая работа может осуществляться на основании положений статьи 111 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

При подаче заявлений о выдаче (продлении срока действия) удостоверений частных охранников представителем охраной организации, в подразделении лицензионно-разрешительной работы органа внутренних дел регистрации подлежат как заявление руководителя, так и заявления каждого охранника.

В случае принятия решения об отказе в выдаче (продления срока действия) удостоверения частного охранника конкретному лицу, о принятом решении информируется как руководитель организации, представивший документы, так и лицо которому отказано, путем приглашения гражданина на прием, а в случае его не явки – направления заказного письма по месту его постоянной регистрации.

По решению руководства МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации, ОВДРО, исходя из имеющегося количества частных охранников и региональных особенностей, выдача удостоверения (временного удостоверения) частного охранника лицам, имеющим ранее выданный на законных основаниях документ, подтверждающий его соответствие требованиям, предъявляемым к частным охранникам, осуществляется на срок действия указанного документа в порядке и на условиях, предусмотренных приказом МВД России от 21 сентября 2009 года № 716 для выдачи дубликата удостоверения частного охранника (с обязательным предоставлением недостающих документов).

Необходимым условием выдачи удостоверений в таком порядке является наличие в органе внутренних дел уже сформированного учетного дела частного охранника, а также согласия гражданина, оформленного соответствующим письменным заявлением.

Данный режим выдачи удостоверений позволит изначально сократить объем предоставляемых для их получения документов (в основном это будет только свидетельство о присвоении гражданину квалификации охранника соответствующего разряда).

В дальнейшем указанное позволит в плановом порядке осуществлять продление срока действия удостоверений частного охранника у работников охранных структур, в том числе прохождение ими курсов повышения квалификации, в приемлемые сроки без перехода на уплотненный график работы как лицензионно-разрешительных подразделений органов внутренних дел, так и образовательных учреждений, что будет способствовать обеспечению необходимого уровня подготовки охранников и предупреждению возможных коррупционных моментов в работе.

За выдачу (продление срока действия) удостоверения частного охранника (дубликата удостоверения), уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подпункт 87 пункта 1 статьи 33333 Налогового кодекса).

Для осуществления указанной работы рекомендуется в обязательном порядке максимально использовать возможности координационных советов органов внутренних дел по взаимодействию с охранно-сыскными структурами, особенно в плане проведения разъяснительной работы среди руководителей и работников частных охранных структур, в том числе с участием профильных средств массовой информации.