Оплата жилищно-коммунальных услуг

Оплата жилищно-коммунальных услугТарифы на коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) утверждаются органом местного самоуправления в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Плата за коммунальные услуги устанавливается с учетом их фактического потребления (при наличии приборов учета) либо среднестатистических нормативов потребления.

Для нанимателей и собственников, проживающих в многоквартирных домах, в том числе в домах жилищных (жилищно-строительных) кооперативов и товариществ собственников жилья, плата за жилищные услуги включает в свой состав: плату за выполнение обязательного перечня работ по обслуживанию и ремонту (в том числе капитальному) общего имущества многоквартирного дома, включая сбор и вывоз бытовых отходов, и обслуживание лифтового хозяйства . Наниматели, кроме того, вносят плату за наем жилья. Собственники жилья уплачивают установленные законом налоги, в том числе при сдаче его в наем или аренду.

Плата за коммунальные услуги включает платежи за обеспечение потребителей холодной и горячей водой, водоотведение, отопление, газоснабжение, электроснабжение и другие виды коммунальных услуг в соответствии с благоустройством жилища.

Собственники индивидуальных жилых домов оплачивают коммунальные услуги, а также сбор и/или вывоз бытовых отходов и другие работы и услуги в соответствии с договором.

Замена санитарно-технического и другого оборудования в жилище раньше установленного срока службы по желанию потребителя независимо от его технического состояния производится за счет средств потребителя. Капитальный досрочный ремонт жилища по инициативе потребителя выполняется за его счет. В остальных случаях капитальный ремонт жилища является обязанностью его собственника или уполномоченного им лица.

Величина ставок оплаты жилья должна соответствовать фактически выполняемому перечню работ в рамках установленного муниципальным заказом обязательного регламента, а тариф на коммунальные услуги для населения реально обеспечиваемой надежности, устойчивости и другим показателям качества коммунального обслуживания.

Ставки оплаты обслуживания и ремонта жилья по договору социального найма предусматривают частичное или полное возмещение затрат исполнителя на зти цели и утверждаются органом местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При переходе к полной оплате услуг населением по экономически обоснованным тарифам потребители, проживающие в жилье социального использования, оплачивая его по пониженным ставкам и тарифам, заключают договор социального найма на ограниченный срок.

Размер оплаты обслуживания и ремонта жилья, занимаемого по договору найма, предусматривает полное возмещение затрат исполнителя и собственника жилища, устанавливается договором между нанимателем и наймодателем.

Собственник жилища участвует в расходах по обслуживанию и ремонту жилья и оплате коммунальных услуг на тех же условиях, что и наниматели, занимающие жилище по договору социального найма, если зто жилище является у собственника единственным.

Тарифы на оплату коммунальных услуг, имеющих одинаковые потребительские свойства, устанавливаются едиными в пределах населенного пункта для нанимателей и собственников жилища, являющегося для них единственным, независимо от видов жилищного фонда (включая дома, в которых образованы товарищества собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные кооперативы).

По решению органа местного самоуправления — муниципального заказчика оплата жилья может устанавливаться дифференцированно в зависимости от потребительских свойств дома и жилища:

плата за наем: от района расположения дома, качества дома и квартиры (уровня благоустройства, отделки и др.);

плата за обслуживание и ремонт: от наличия и, соответственно, необходимости обслуживания дополнительных видов оборудования и услуг (подземных гаражей, охраняемых стоянок, детских и спортивных помещений и сооружений, домофонов, консьержей и др.) — соответственно дополнительным затратам в составе себестоимости жилищных услуг.

Не допускается установление более высоких платежей за жилье, имеющее более низкие потребительские свойства, несмотря на более высокие затраты на его ремонт. Плата за наем может устанавливаться с понижающими коэффициентами в жилых домах с более низкими потребительскими свойствами.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать двухставочные (многоставочные) тарифы за обслуживание и ремонт нормативной и сверхнормативной площади жилья, нормативного и сверхнормативного потребления коммунальных услуг, потребление коммунальных услуг в различное время суток, а также для оплаты коммунальных услуг при наличии и отсутствии индивидуальных приборов учета.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать повышенные тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг для граждан, которым принадлежит несколько жилищ. В этом случае по установленным для населения базовым (не повышенным) тарифам оплачивается только основное жилье (по месту регистрации), в котором постоянно проживает данный гражданин. Повышенные тарифы в этом случае применяются к суммарной общей площади всех жилищ, приходящейся на гражданина (семью), превышающей установленную социальную норму площади жилья. Данный порядок начисления и взимания повышенной платы применяется к потребителям — собственникам жилищ в многоквартирном и в индивидуальном доме.

Изменение размера платы за жилищно-коммунальные услуги после заключения договора допустимо по решению органа местного самоуправления в случаях объективного изменения затрат исполнителя (включая существенное повышение цен на энергоносители либо повышение потребительских свойств (качества услуг).

Вступление в силу решения об изменении тарифа и пересчет размера платы за жилищно-коммунальные услуги допускается не ранее дня официального опубликования или доведения до потребителя извещения о новых тарифах.

При заблаговременной оплате потребителем жилищно-коммунальных услуг (вперед) пересчет размера платы по новым тарифам может производиться с расчетного периода, следующего за месяцем введения нового тарифа.

Потребители обязаны вносить плату за жилищные и/или коммунальные услуги ежемесячно до наступления оплачиваемого периода в сроки, установленные договором. Если потребитель не оплатил своевременно услуги, он обязан оплатить пени за каждый день просрочки свыше 10 дней. Размер пени и порядок ее оплаты устанавливается муниципальным заказчиком и отражается в договорах, заключенных с потребителем.

Размеры начисленных платежей указываются в доводимом до потребителя извещении (счете-квитанции). В нем отражаются: объемы потребления жилищно-коммунальных услуг, тарифы и размеры платежей по каждому виду жилищно-коммунальных услуг, размеры субсидий; перерывы в предоставлении жилищно-коммунальных услуг и связанное с этим снижение размера оплаты, а также другие сведения. На обороте извещения рекомендуется размещать информацию, необходимую для потребителя, или анкету по его оценке качества жилищно-коммунальных услуг.

Очередность погашения задолженности по платежам за предоставленные жилищно-коммунальные услуги осуществляется в последовательности, определенной статьей 319 Гражданского кодекса Российской Федерации. Иная очередность (например, первоначальное погашение долга, затем пени и текущих платежей) может быть установлена соглашением сторон (в договоре).

Платежи за отопление, обслуживание и ремонт общего имущества многоквартирного дома осуществляются потребителем независимо от времени фактического проживания в данном жилище.

Обслуживание лифтового хозяйства, сбор и вывоз бытовых отходов, снабжение холодной и горячей водой, водоотведение и газоснабжение (при отсутствии квартирных приборов учета) оплачиваются по стоимости услуг, приходящихся на одного человека, исходя из количества потребителей, фактически проживающих в данном жилище, с учетом времени их фактического проживания (в том числе временных жильцов).

При временном отсутствии потребителя в течение трех дней с момента получения заявления с подтверждающими документами исполнитель обязан произвести перерасчет платежа (или предоставить необходимую информацию расчетно-кассовому центру) с учетом освобождения от оплаты жилищно-коммунальных услуг, указанных абзацем выше, за весь период отсутствия потребителя по месту постоянного жительства (регистрации). Продолжительность освобождения от оплаты определяется исходя из полного количества суток отсутствия потребителя.

Факт и продолжительность отсутствия потребителя подтверждаются предоставлением исполнителю одного из следующих документов: справки с места работы о командировке с указанием ее продолжительности и места назначения с приложением копии командировочного удостоверения; квитанции (счета) за проживание в гостинице, общежитии или другом жилище по месту своего временного пребывания; билетов, подтверждающих дату проезда от места постоянного жительства к месту временного пребывания и обратно; справки органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту пребывания; справки лечебного учреждения, дома отдыха, санатория, дачного кооператива, исполнительного органа местного самоуправления, других организаций, правомочных подтверждать факт и продолжительность нахождения потребителя в ином населенном пункте.

Оплата жилищно-коммунальных услуг производится потребителями с учетом льгот и субсидий, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Право на получение и размер субсидии определяется органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

Для потребителей, имеющих во владении и пользовании несколько жилых помещений, льготы и субсидии предоставляются только на основное жилище (т. е. по месту регистрации) . Потребители, имеющие льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг и проживающие в жилище, находящемся в собственности или найме другого лица, вправе реализовать свое право на льготы в части оплачиваемых ими жилищно-коммунальных услуг.

Реализация гражданами, имеющими право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, своих прав по месту временного пребывания влечет за собой утрату прав на льготы по месту постоянного жительства.

В случае досрочной оплаты жилищно-коммунальных услуг пересчет оплаты за период временного отсутствия по месту постоянного жительства (регистрации) производится путем зачета сумм переплаты в оплаченном месяце в счет будущих платежей. Пересчитанный размер оплаты за последующие расчетные периоды отражается в выдаваемых потребителю платежных документах.

Исполнитель не имеет права представлять к оплате, а потребитель не должен оплачивать утечки воды, теплоносителя в уличных, квартальных, внутридомовых сетях. Контроль и определение их размера производится сопоставлением показаний приборов учета, установленных на сетях, на домовых вводах и в квартирах. При отсутствии стационарно установленных приборов (узлов учета) оценка утечек производится исполнителем портативными приборами по требованию муниципального заказчика, управляющей организации или территориального подразделения государственной жилищной инспекции.

В случае превышения фактических размеров утечек (а равно и показателей удельного потребления) по сравнению с нормами, принимаемыми за основу при расчетах и выставляемыми к оплате, более чем на 10% затраты на замеры и выплата неустойки возлагаются на:

жилищную организацию, если получена разница показаний приборов на домовом вводе и суммы показаний внутриквартирных приборов (или их выборка по нескольким квартирам) с учетом нормативного расхода объемов коммунальных услуг на внутридомовые нужды;

коммунальную организацию, если разница получена между приборами, измеряющими подачу воды или тепловой энергии в сеть, и суммой приборов на домовых вводах (или их представительной выборки).

При наличии приборов учета объем потребленных коммунальных услуг (холодной и горячей воды, тепловой энергии) и размер платежей за них определяются исходя из фактического потребления и установленного тарифа. При действии многоставочных тарифов размер оплаты рассчитывается с учетом нормативных и сверхнормативных объемов потребления коммунальных услуг, а также их потребления в разное время суток.

Фактический объем потребления услуг конкретной семьей устанавливается в зависимости оттого, где установлены приборы учета:

на вводах в здание трубопроводов систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения — домовые теплосчетчики и водосчетчики;

на вводах в квартиры и нежилые помещения трубопроводов систем горячего и холодного водоснабжения — квартирные водосчетчики;

на вводах в квартиры и нежилые помещения двухтрубных поквартирных систем отопления — квартирные теплосчетчики;

на нагревательных приборах (радиаторах, конвекторах) — распределители тепла.

Если приборы учета установлены только на вводе в здание, объемы потребления коммунальных услуг и размеры их оплаты каждой семьей определяются путем распределения:

по обеспечению потребителей холодной и горячей водой — пропорционально численности проживающих в каждой квартире с учетом фактического времени проживания (например, с учетом отсутствия на период отпуска или командировки или проживания временных жильцов);

по центральному отоплению — пропорционально общей отапливаемой площади каждой квартиры.

При этом из объема потребления услуг по показанию прибора, установленного на вводе в здание, должен быть исключен установленный муниципальным заказчиком нормативный объем потребления данных услуг, используемых на общедомовые нужды (содержание мест общего пользования: уборка лестничных клеток, подъездов, мытье мусоросборных камер, уборка придомовой территории, полив зеленых насаждений, отопление подъездов и им подобные), а также объемы потребленных коммунальных услуг в нежилых встроенно-пристроенных помещениях (по показаниям приборов учета, а при их отсутствии по нормативам, согласованным в договорах).

Если приборы учета установлены на вводах в здание и в отдельные квартиры и нежилые помещения, объемы потребления коммунальных услуг и размеры их оплаты определяются отдельно:

для потребителей, в квартирах которых установлены приборы учета, — по показаниям этих приборов;

для потребителей, не имеющих квартирных приборов учета, — как разница между показаниями приборов на вводе в здание (за вычетом нормативного объема потребления коммунальных услуг, используемых на общедомовые нужды, и объемов потребления данных услуг в нежилых помещениях) и суммой показаний приборов в отдельных квартирах. Распределение объемов потребления услуг и определение платежей за них для потребителей, в квартирах которых не установлены приборы учета, рассматривались выше.

Если при отсутствии приборов учета на вводе в здание установлены приборы учета на вводах во все или часть квартир — объемы потребления и размеры оплаты коммунальных услуг каждой семьей определяются по показаниям этих приборов. В тех квартирах, в которых не установлены приборы учета, размер оплаты коммунальных услуг устанавливается по среднестатистическим нормативам потребления.

Если на нагревательных приборах (радиаторах, конвекторах) установлены распределители тепла, объем потребления тепловой энергии и размер платы за отопление каждой семьей определяются по суммарным показаниям данных приборов, установленных на всех нагревательных приборах в квартире. В квартирах, в которых не установлены распределители тепла, объем потребления тепловой энергии и размер платы за отопление устанавливаются по среднестатистическим нормативам потребления.

Установка квартирных приборов учета потребления электрической и тепловой энергии, холодной и горячей воды в квартирах, не имеющих таких приборов по проектным решениям, осуществляется потребителем за отдельную плату.

Обслуживание приборов учета (контроль технического состояния, наладка, регулировка, ремонт, снятие показаний) осуществляется исполнителем в счет оплаты потребителем соответствующих коммунальных услуг по договору.

Потребитель может вносить плату за жилищные и коммунальные услуги исполнителю через любые территориальные отделения почтовой связи, банков, расчетно-кассовых центров и другие организации, указанные в договоре о предоставлении жилищно-коммунальных услуг.

В отдельных случаях по договору с коммунальной организацией платежи может собирать жилищная организация с последующей передачей средств остальным исполнителям. Для потребителей, проживающих в многоквартирном доме и получающих жилищно-коммунальные услуги по договору с наймодателем или с управляющей организацией, такой порядок расчетов должен быть указан в договоре. При этом обязанности, права и ответственность исполнителя по такому договору (наймодателя или управляющей организации) сохраняются, что подлежит отражению в договоре.

Пункты сбора платежей населения за жилищные и коммунальные услуги должны быть оснащены контрольно-кассовыми аппаратами.

Потребитель для выяснения обоснованности размера оплаты жилищно-коммунальных услуг и рассмотрения претензий вправе обратиться в организацию, осуществляющую начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги, которая обязана не более чем в 10-дневный срок рассмотреть существо заявления с привлечением исполнителя к участию в разрешении спорных вопросов и дать ответ потребителю.

В результате перерыва в предоставлении коммунальных услуг, снижения их параметров либо нарушения регламента обязательных работ исполнителем могут быть допущены:

массовое нарушение прав потребителей, проживающих в одном или нескольких многоквартирных домах или в нескольких индивидуальных жилых домах;

нарушение прав группы потребителей, проживающих в разных жилищах, расположенных в одном многоквартирном доме, получающих коммунальные услуги по общим инженерным сетям;

нарушение прав одного или нескольких потребителей, проживающих в одном жилище.

При перерывах в предоставлении жилищно-коммунальных услуг или временном снижении параметров их качества относительно стандартов и условий договора размер оплаты услуг потребителем соответственно уменьшается, что отражается в платежном документе (извещении, счете-квитанции). Снижение размера оплаты производится исполнителем по заявлению потребителя.

Снижения оплаты не происходит, если перерыв в предоставлении жилищно-коммунальных услуг связан с устранением аварии, угрозы здоровью, жизни граждан и не превышает установленных муниципальным заказом предельных сроков.

Снижение размера платы за перерыв в предоставлении или за нарушение параметров качества жилищно-коммунальных услуг при массовом нарушении прав потребителей производится исполнителем по собственной инициативе в отношении всех потребителей, чьи права и качество обслуживания были нарушены.

Размер платежей при перерыве в предоставлении, нарушении параметров коммунальных услуг, невыполнении регламента обязательных работ определяется как разница между начисленным размером оплаты за расчетный период без учета перерывов в их предоставлении и рассчитанным размером снижения оплаты.

Снижение платы за перерыв в предоставлении коммунальных услуг или нарушения параметров качества осуществляется за суммарное время, соответствующее продолжительности нарушений договорных обязательств в течение оплачиваемого периода с округлением в большую сторону до целых дней или часов.

Размер снижения оплаты в случае перерыва в предоставлении отдельного вида жилищно-коммунальных услуг определяется как произведение рассчитанного без учета нарушений размера оплаты потребителями, приведенное к одному часу или дню, и продолжительности превышения времени перерыва в предоставлении услуг над предельно допустимым сроком перерыва, установленным органом местного самоуправления.

Муниципальный заказчик устанавливает предельные величины отклонения параметров качества коммунальных услуг (понижение температуры воздуха в квартире, температуры горячей воды, частоты и периодичности вывоза бытовых отходов, подача воды по графику с определенной продолжительностью перерыва и другие показатели), при превышении которых данная коммунальная услуга считается не предоставленной потребителю.

Для расчета размера снижения оплаты за отсутствие во время отопительного периода теплоснабжения или нарушение параметров качества данной коммунальной услуги в случае установления муниципальным заказчиком равномерной оплаты потребителями в течение всего года используются расценки, приведенные к продолжительности отопительного периода.

Снижение платы за нарушения параметров качества жилищно-коммунальных услуг определяется следующим образом: средний дневной (часовой) размер оплаты потребителями, проживающими в конкретном жилище, умножается на продолжительность периода предоставления отдельного вида жилищно-коммунальных услуг с нарушением параметров качества. Если муниципальный заказчик установил допустимую продолжительность такого периода, зтот допустимый период вычитается из расчетов. Если в муниципальном заказе предусмотрено частичное снижение оплаты при конкретном виде нарушения — рассматриваемый период умножается на величину установленного снижения оплаты.

Такой механизм наиболее эффективен, если муниципальный заказчик установил двухуровневую систему оплаты — абонементную плату за право потребителя получать конкретную коммунальную услугу и плату за объем фактически потребленного материального носителя коммунальной услуги (воды, тепловой энергии, газа). В этом случае при перерывах в предоставлении услуг абонементная плата за время перерывов не выплачивается.

При наличии у потребителя приборов учета на вводе в здание с регистрацией времени вынужденного перерыва (отключения) оплата коммунальных услуг при допущении исполнителем перерыва осуществляется по показаниям приборного регистратора (снижается составляющая платежей, эквивалентная абонементной плате).

Если плата за текущий месяц, в котором были допущены перерыв либо нарушение параметров качества, была произведена потребителем заблаговременно, то размер платы за соответствующие виды жилищно-коммунальных услуг в следующих расчетных периодах должен быть уменьшен.