Уход за грудным ребенком

Рождение ребенка — праздник в любой советской семье. Но чтобы радость не была ничем омрачена, мать должна хорошо знать, как ей лучше подготовиться к этому событию, как правильно растить малыша.

С появлением новорожденного сразу же возникает много новых забот. Конечно, можно понадеяться на опыт бабушек, тетушек, знакомых, но гораздо лучше самой все заранее узнать, чтобы обеспечить хороший, научно обоснованный уход за младенцем с первых дней его жизни.

Вещи, необходимые для новорожденного. Каждому ребенку требуется много белья — это знают все. Чтобы всегда иметь чистое белье для ребенка, надо запасти 8 распашонок, 6 кофточек, 20 тонких и 10 бумазейных пеленок.

Распашонки и подгузники (пеленки, сложенные треугольником, которые подкладывают между ног) можно купить готовые, но можно и сшить из мягкого светлого материала. Хорошие подгузники получаются из двойного слоя марли.

Кофточки лучше всего иметь вязаные или бумазейные. Пеленки рекомендуется делать большие, они удобнее и дольше служат.

Нужно приготовить также 2 чепчика (или 2 косынки), несколько простынок и наволочек, тонкое и легкое одеяла; большую клеенку, которой закрывают матрац, 2 клеенки поменьше (30x30 см), таз для подмывания, чашку для умывания, кувшин с крышкой или графин для кипяченой воды, банку с крышкой для ваты, баллончик для клизмы, бутылочку вазелинового или подсолнечного масла, баночку с присыпкой.

Желательно, чтобы у ребенка была своя ванночка, однако можно использовать для купанья и таз или оцинкованное корыто, но выделенные только для этой цели.

Кровать ребенка должна быть устойчивой, можно ее изготовить самим. Поставить кровать надо в самом чистом и светлом месте. Ни при каких обстоятельствах не следует ребенку спать в подвесных люльках, качалках, колясках. Нельзя класть малютку в кровать вместе со взрослыми — это опасно.

Залог здоровья новорожденного — строжайшая чистота. Об этом не следует забывать. Надо провести генеральную уборку в квартире, вынести все лишнее, удалить отовсюду пыль, промыть оконные стекла, убрать с подоконников цветы, заслоняющие свет.

Жилище необходимо убирать систематически и тщательно. Особое внимание нужно обратить на чистоту белья. Все белье надо выстирать и выгладить; одеяла хорошенько прогладить через мокрую тряпку.

Таз, ванночку, клеенку, графин следует промыть кипятком и убрать в закрытое место.

Ребенку необходим чистый прохладный воздух. Поэтому надо обязательно по нескольку раз в день проветривать комнату. Окно или форточку лучше затянуть марлей, чтобы преградить доступ мухам, комарам, пыли.

Как пеленать младенца (рис. 1—8). Сначала надевают распашонку, поверх нее кофточку, а затем кладут малыша на спину. Под поясницу подводят длинной стороной подгузник, нижний угол его загибают между ножками, два других угла не очень туго скрещивают на животе и заводят за спину. Получается подобно штанишек. Затем почти до подмышек завертывают ребенка в тонкую пеленку, снизу ее подгибают. Точно также завертывают и в теплую пеленку.

Очень вредно заворачивать младенца в большую клеенку, так как она задерживает испарения и ребенок сильно потеет. Можно подложить маленькую клеенку размером 30x30 см.

Ручки ребенка оставляют свободными. Очень важно, чтобы малыш мог свободно двигать руками и ногами. Для него это жизненная необходимость. Поэтому ни в коем случае не надо туго пеленать, вытягивать ножки и ручки, а тем более свивать малютку. Это вредный, дикий обычай.

В комнате лучше не надевать чепчик и не прикрывать головку.

Малыш всегда должен лежать в чистых пеленках. Употреблять высушенные, но невыстиранные пеленки не следует: из-за этого могут появиться опрелость, сыпь и т. д.

Организм младенца плохо еще поддерживает нужную ему нормальную температуру. Вот почему важно следить за тем, чтобы в комнате всегда было 18—22°С и не допускать охлаждения или перегревании ребенка. Если, меняя пеленки, заметили, что у малыша холодные ножки, можно положить к ним теплую (но не горячую) грелку. Если же обнаружилось что ребенок вспотел, надо завернуть его полегче. Излишнее укутывание очень вредно: может повыситься температура, появиться понос, заболевания кожи.

Туалет ребенка. У новорожденного очень тонкая, нежная кожа: ее легко поранить, она подвержена опрелости, гнойничковым заболеваниям и т. д. Между тем для нормального развития ребенка важно, чтобы кожа была в хорошем, здоровом состоянии. А это возможно только при тщательном уходе за ней.

Матери нужно усвоить раз навсегда правило: не дотрагиваться до ребенка немытыми руками, не лениться часто мыть руки с мылом. Установлено, что большое число заражений детей различными болезнями, особенно летом, происходит потому, что ухаживающие не соблюдают этого элементарного гигиенического правила.

Мать должна коротко стричь ногти, чтобы нечаянно не поцарапать малыша. Даже малейшее повреждение кожи нередко ведет к серьезному заболеванию. Перед тем как брать ребенка, надо снимать кольца, часы.

Как только отпадет пуповина и до шестимесячного возраста ребенка необходимо купать ежедневно.

Перед каждым купанием надо вымыть с мылом руки и обдать кипятком панночку. Затем наполняют ее теплой водой: термометр должен показывать 36—37°С, а пока ребенка разденут, вода на 1 градус остынет. Измерять температуру рукой не следует: так легко ошибиться, а новорожденный чрезвычайно чувствителен к теплу и холоду. Если у него возникнет неприятное ощущение, то и в дальнейшем он будет бояться купания, станет вести себя не спокойно.

Температура в комнате должна быть 20—22°С. Ванночку или таз нужно поставить на устойчивую подставку, по правую руку на столе или на табурете приготовляют мыло и примерно л воды в кувшине для обливания (эта вода должна быть на 1 градус холоднее, чем в ванне). Заранее раскладывают на столе белье и пеленку для вытирания.

Купать малыша надо очень осторожно. Ребенка погружают в воду по плечи и следит, чтобы вода не налилась в уши, рот и нос и в глаза не попало мыло.

Головка должна лежать на левом предплечье матери, а спинка — на ладони. Сперва 2—3 минуты обливают правой рукой шею и грудку. Затем намыливают детским мылом правую руку и, не нажимая, моют ото лба к затылку голову.

Потом смывают мыло, намыливают мягкую рукавичку или тряпочку и моют все тельцо. Особенно тщательно и бережно надо помыть за ушами, ручки, разжав пальчики, шейку, подмышками, в паху. Лицо моют кипяченой водой из отдельной чашки. Когда купание подходит к концу, перевертывают ребенка на живот и обливают приготовленной чистой водой; лить воду надо на плечи, а не на голову. Потом завертывают малыша с годовой в чистую простынку и вытирают, поглаживая по ней рукой. Сначала таким образом обсушивают волосы, потом грудь и спину, затем между ножками.

С мылом малыша моют два раза в неделю. В остальные дни его просто обмывают. Продолжительность ванны — 5—7 минут. Первые два месяца воду, если ее берут из открытого колодца или из пруда, надо кипятить.

Бывает, что заживление пупочной ранки затягивается. Лишать ребенка из-за этого на долгий срок первой ванны не следует. Если на 10—12-и день жизни новорожденного пупок еще мокнет, немедля надо обратиться к врачу и с его разрешения начинать купание, но обязательно в кипяченой воде.

На втором месяце жизни следует постепенно делать ванну похолоднее, доводя температуру до 34°С. Когда ребенку исполнится полгода, можно купить его через день. Без назначения врача или фельдшера нельзя добавлять в воду соду, дубовую кору и другие вещества.

Иногда на голове младенца бывают тонкие коричневатые корочки. В них гнездится множество микробов, и даже легкая царапина грозит гнойным воспалением. Вот почему не следует, как поступают некоторые матери, счесывать эти корочки гребешком. Надо поступать следующим образом: за 2 часа до ванны смазывать их подсолнечным или вазелиновым маслом и осторожно смывать теплой водой с мылом. Если так делать несколько дней подряд, то все корочки легко отпадут.

Утром и вечером необходимо умывать малыша. В специальную чашечку наливают чуть теплую кипяченую воду, смачивают в ней ватку или конец полотенца я обтирают личико, шейку, за ушами. Когда ребенку исполнится полгода, можно умывать его под струей воды.

Ручки нужно мыть с мылом и, по мере надобности, стричь ногти. Это имеет большое значение, так как под ногтями у ребенка легко собирается грязь, а это — источник всякой заразы. Вытирать надо малыша досуха, мягким полотенцем.

Глаза промывают ваткой, омоченной в кипяченой воде или в растворе борной кислоты (1 чайная ложка на стакан воды). Дли каждого глаза берут отдельную ватку я проводят ею от наружного угла глаза к носу. Надо следить, чтобы вода из одного глаза не потекла в другой. Поэтому, промывая левый глав, поворачивают головку ребенка влево, а промывая правый, — вправо.

Если в углах глаз скапливаются беловатые комочки, надо делать такие промывании не только утром, но и днем после сна.

Корочки в носу удаляют ватными жгутиками (рис. 9—10), смоченными в масле или в теплой кипяченой воде. Их вводят нежными винтообразными движениями. Для каждой ноздря следует брать другую ватку. Если малыш дышит свободно, нет нужды прочищать нос. Так же прочищают уши (рис. 11). Ни в коем случае нельзя пользоваться при этом твердыми предметами, потому что очень легко поранить кожу слухового прохода.

Рот грудному ребенку протирать никогда не следует. В этом нет никакой надобности, зато можно повредить нежные слизистые покровы. В ранку, пусть даже самую маленькую, незаметную для глаза, попадут микробы и вызовут воспаление.

Нельзя приучать ребенка к пустышке, она не приносит никакой пользы и постоянно грязнится, а это опасно. Если все-таки дают пустышку, то надо обдавать ее кипятком, хранить в частой сухой баночке с крышкой, мыть всякий раз после того, как она выпадет изо рта малыша.

Помаравшегося ребенка нужно сразу же тщательно подмыть теплой водой. Удобно при этом воспользоваться клочком ваты, чистой ветоши или концом пеленки.

Девочек надо подмывать от живота к ягодицам. Обсушивают кожу, прикладывая к ней чистую пеленку.

На протяжении первых 2 месяцев жизни ребенка примерно раз в неделю после подмывания и купания смазывают покрасневшие места в складки кожи вазелиновым или подсолнечным маслом. Последнее надо предварительно прокипятить. Для этого небольшую бутылку с маслом неплотно закрывают ваткой в опускают в кастрюлю таким образом, чтобы вода была выше уровня масла. При 10-минутном кипячении микробы, имеющиеся в масле, погибают.

Когда ребенок станет постарше, можно вместо смазывания припудривать кожу тальком. Сыпать его удобно из баночки, повязанной марлей. Рекомендуется смахнуть потом чистой ваткой излишки порошка, чтобы он не набивался в складки кожи. Иначе увлажненный мочой тальк образует жесткие крупинки, которые могут поранить кожу малыша.

Прежде чем применять купленный тальк, нужно прокалить его на чистой сковороде. Пользоваться в качество присыпки крахмалом, мукой, пудрой нельзя, потому что они легко подвергаются брожению и не высушивают, а раздражают хожу.

Следует иметь в виду, что если у крепкого, хорошего ребенка кожа здоровая, ее не обязательно присыпать тальком или смазывать маслом.

Грудное вскармливание. Лучшая пища для младенца — молоко матери. В материнском молоке содержатся все вещества, необходимые ребенку, в нем есть еще и вещества, защищающие новорожденного от многих заразных болезней.

Образование молока зависит от режима жизни матеря, поэтому ей не следует переутомляться, недосыпать. Распространено мнение, будто количество молоки находится в прямой зависимости от количества выпитой жидкости. Это не совсем так. Конечно, кормящая женщина должна пить несколько больше обычного, ведь она ежедневно отдает с молоком около литра жидкости. Но нет оснований считать, что если больше выпьешь жидкости, особенно молока, то больше образуется и грудного молока. Пить надо столько, сколько хочется.

Существенного влияния не оказывает в этом отношении и состав пищи. Нужно есть то же, что до беременности, но в несколько большем количестве. Злоупотреблять сильно пахнущими веществами (луком, чесноком) не стоит. Категорически запрещаются любые спиртные напитки, в том числе пиво. Алкоголь попадает в молоко. Нечего и говорить, что грудному ребенку он причинит большой вред.

Чтобы молоко было полноценным, в рацион матери непременно должны входить сырые и вареные овощи, желательно фрукты. Из этих продуктов в молоко перейдут витамины, которые необходимы младенцу.

Совершенно бесспорно, что состояние нервной системы женщины оказывает существенное влияние на выделение молока. Однако утверждать, что молоко «пропало», из-за сильного волнения, нет оснований. После каких—либо переживаний может уменьшиться его количество, но если продолжать давать ребенку грудь, количество молока восстанавливается. Удовлетворенно потребностей новорожденного в молоке зависит во многом от умения матери правильно кормить. Не все дети, когда их первый раз прикладывают к груди, начинают сразу хорошо сосать. Иногда ребенок плохо удерживает сосок, засыпает у груди. Только через несколько дней он приучается высасывать необходимое количество молока. Однако и потом не всегда все идет гладко.

Мать должна на первых порах проявить много терпения. Самое основное — строго выдерживать сроки кормления. Чтобы пища переварилась в желудке младенца и в груди накопилось молоко, требуется примерно 3 часа.

Исходя из этого рекомендуют до трехмесячного возраста кормить ребенка каждые 3 часа, от 3 до 6 месяцев — через 3 1/2 часа, после полугода — через 4 часа. На ночь делают более продолжительный перерыв (не менее 6 часов), чтобы отдохнули и младенец и мать.

Дети легко усваивают режим, к которому их приучают. И надо с первых дней жизни новорожденного завести определенный распорядок и не отступать от него. Если малыш проспят срок кормления, можно подождать полчаса, а потом разбудить его и в следующий раз непременно кормить в положенное время.

Неразумно давать ребенку грудь, мак только он закричит, ведь не всегда беспокойное поведение вызвано голодом, значительно чаще оно объясняется тем, что пеленки мокрые, пеленание чересчур тугое или ребенок переел и т. п.

Кормить удобнее сидя на стуле (рис. 12) так, чтобы была опора для спины и поясницы. Когда ребенка прикладывают к левой груди, под левую ногу ставят скамеечку, когда к правой — ее ставят под правую ногу.

Перед тем как начать кормить, малыша надо перепеленать. Мать должна вымыть руки и обмыть сосок кипяченой водой. Прикладывать ребенка к груди надо так, чтобы он деснами захватывал не только кончик соска, но и его основание и часть околососкового кружка. Придерживая грудь снизу и сверху, следят, чтобы она не закрывала нос ребенка и он мог свободно дышать. Если нос закрыт и малыш не может сосать, надо подержать его вертикально, пока он не отрыгнет, и продолжать кормление.

В каждое кормление дают, как правило, только одну грудь — это способствует хорошему образованию молока. В следующее кормление прикладывают к другой груди. Давать в один раз обе груди целесообразно после 7—8 месяцев, когда уменьшается количество молока, а раньше — только с разрешения врача, если установлено, что ребенку не хватает питания. Чтобы правильно определить, какое количество материнского молока получает младенец, его взвешивают до и после кормления, ибо на глазок нельзя сказать, сколько времени надо держать ребенка у груди. Чем мягче, податливее грудь, тем скорее насыщается ребенок. Если он сосет очень быстро, надо время от времени вынимать сосок. Если малыш сосет вяло, засыпает, нужно потрепать его по щеке, потянуть сосок. Давать грудь больше 20—25 минут не только бесполезно, но и вредно — могут образоваться на соске трещины. А они становятся главным препятствием для нормального вскармливания. Не говоря уже о том, что мать испытывает сильнейшую боль, у нее может начаться грудница. Оградить себя от этого недомогания можно. Следует содержать соски в безупречной чистоте, по нескольку раз в день обмывать их холодной водой.

Нехорошо укутывать грудь, это лишь способствует возникновению грудницы. Дело в том, что после родов женщины обычно сильнее потеют, к тому же нередко у них самопроизвольно выделяется немного молока. При укутывании получается нечто вроде компресса, кожа разрыхляется и может возникнуть грудница.

Если у матери нет возможности покормить новорожденного грудью в установленный час, надо сцедить молоко на это кормление. Как сцеживать молоко, нужно посоветоваться с акушеркой или медицинской сестрой. Хранить молоко следует в безупречно чистой бутылочке в холодном месте. Перед кормлением его слегка подогревают, для чего опускают бутылочку в теплую воду.

Лучше всего кормить с ложечки, а не через соску. Нельзя забывать поить младенца. Несколько раз в день он должен получить по 2—3 чайной ложки подслащенной воды.

Прикорм. Ребенку, которому уже исполнилось 2—3 месяца, обычно врачи советуют давать зимой и осенью рыбий жир или витамин Д. Эти средства укрепляют организм малыша, способствуют предупреждению рахита.

Однако не следует вводить в рацион ребенка рыбий жир и витамин Д, не спросив разрешения медицинского работника.

С трех месяцев рекомендуется давать младенцу немного сырого ягодного, фруктового или овощного сока для того, чтобы он получал больше витамина С. Начать нужно с нескольких капель и в течение 2—3 недель увеличить порцию до 2 чайных ложек.

Давать сок надо в 2 приема. На пятом месяце жизни ребенок должен получать уже 4—5 чайных ложек сока.

Как приготовить сок. Берут спелые фрукты или ягоды, тщательно моют их под струей горячей кипяченой воды, разминают в чистой посуде я отжимают через марлю (рис. 13).

Овощи, перед тем как их чистить, надо вымыть щеткой. Хранить сок можно самое большое в течение дня, а капустный нужно давать ребенку сразу, так как он быстро приобретает неприятный вкус и запах. Почти любой сок надо подсластить сахарным стропом. Варят сироп из расчета на столовую ложку воды одна столовая ложка сахарного песку.

Пятимесячному ребенку уже недостаточно одного материнского молока, он нуждается и в другой пище. Лучше всего начать его прикармливать жидкой манной кашей. В эмалированную (с неповрежденной эмалью) или алюминиевую кастрюльку наливают стакан воды, кладут щепотку соли и ставят на огонь. Когда вода закипит, медленно, все время помешивая, всыпают 2 чайные ложки манной крупы. 10—15 минут каша должна вариться на слабом огне, чтобы выкипела примерно половики жидкости. Потом добавляют полстакана сырого коровьего молока и чайную ложку или кусок сахара, дают вскипеть, хорошенько размешивая. В первый раз ребенок должен получить перед кормлением грудью всего 3—4 чайные ложки новой для себя еды. Постепенно порцию увеличивают, я спустя 2 недели можно давать уже 3/4 стакана каши, полностью заменив ею одно кормление.

Для шестимесячного ребенка кашу варят на цельном молоке, погуще. Можно давать протертую рисовую, овсяную, продельную гречневую я сухарную каши.

Нужно готовить также кисель. Для этого рекомендуется сначала отжать из сырых ягод или фруктов сок, а выжимки залить горячей водой, нагреть и процедить. Часть получившегося отвара кипятят с сахаром, в другой части разводят картофельную муку. Потом их слипают вместе и сюда же добавляют отжатый прежде сок. Варить кисель надо на одно кормление. Пропорция такая: 2 неполные столовые ложки ягод, стакан воды, 2 чайные ложки картофельной муки, 3 чайные ложки сахарного песку. При таком способе приготовления остается большее количество витамина С.

Ребенку нужно дать сначала несколько ложек киселя и потом приложить к груди. Постепенно порцию киселя доводят до полустакана.

В 6—7—месячном возрасте следует ввести в рацион еще одно блюдо — картофельное пюре на молоке, а немного погодя — пюре из овощей. Готовят пюре так: морковь, брюкву, капусту моют щеткой, чистят, снова моют, нарезают и ставят в закрытой посуде тушиться. Воды наливают совсем немного — лишь на дно. Когда овощи наполовину готовы, кладут картофель. Минут через 30, когда все овощи станут мягкими, их надо тщательно размять, а ещё лучше протереть через сито, добавить соли и полстакана горячего молока. Пюре хорошо размешивают, взбивают и кладут в него половину чайной ложки сливочного масла.

После того как ребенку исполнится полгода, можно давать ему 20—50 г творогу, половину яичного желтка (сырого или сваренного вкрутую, но обязательно растертого). Постепенно в меню вводят кефир, кофе, сухари, хлеб.

В 7 месяцев еще одно кормление грудным молоком заменяют пюре с киселем. Этого и другого дают по 100 г, т. е. по полстакана. Через месяц ребенок получает новое блюдо —мясной или овощной протертый суп.

Постепенно пища ребенка становится все более разнообразной. Если вводить в рацион новые продукты осторожно, понемногу, расстройства желудка и кишечника не будет, наоборот, малыш становится крепче, упитаннее.

К 9 месяцам должен быть такой распорядок питания: утром, в 6 часов — грудь; в 10 часов — стакан каши на цельном молоке и несколько ложек сока иди тертое сырое яблоко; в 2 часа дня — полстакана овощного пюре на мясном бульоне и полстакана киселя; в 6 часов вечера — полстакана картофельного пюре и полстакана киселя; и 10 часов вечера — грудь.

Бывает, что на первых порах ребенок неохотно ест овощные блюда, но ни в коем случае нельзя отказываться от этой крайне необходимой ему пищи. Пока младенец еще не привык к вкусу овощей, надо давать их вместе со сладкой кашей, киселём, молоком. Каждая мять должна знать, что без овощей не может быть полноценного питания.

Мясо надо давать в 10—11 месяцев и, конечно, не жареное или тушеное, а вареное, провернутое через мясорубку, 1—2 ложки его добавляют к овощному пюре или растирают в бульоне.

К году ребенка обычно отнимают от груди. Однако нужно иметь в виду, что летом этого ни при каких условиях делать нельзя. Материнское молоко — лучшее средство против поноса. А летом угроза желудочно-кишечных заболеваний резко возрастает. Поэтому надо или отнять от груди весной, или — и это для ребенка полезнее — кормить его до осени. Если он все-таки заболевает, то можно временно отказаться от прикорма я давить одно грудное молоко. Что всегда способствует скорейшему выздоровлению.

Нельзя начинать прикармливать слишком рано. Часто матери кажется, что у нее мало молока, что ребенок голодает, и, не посоветовавшись о врачом, она начинает давать ему из бутылочки коровье молоко. Сосать так легче, и малыш уже не желает потом Энергично высасывать грудь. и если молочная железа не опорожняется, то образование молока уменьшается и волей—неволей приходится увеличивать прикорм. Так ребенок лишается самой ценной пищи — грудного молока. Даже если у матери мало молока, она должна сделать все, чтобы сохранять и это количество. Каждая ложка грудного молока помогает лучше усваивать другую пищу.

Смешанное вскармливание. Бывает, что у матери действительно не хватает молока, и приходятся искать для ребенка дополнительное питание. Если младенцу нет еще 3 месяцев, крайне нежелательно, чтобы он получал что-либо, кроме грудного молока. Надо постараться достать женское молоко (конечно, не у случайной, незнакомой женщины, а по рекомендации врача). Если же это не удастся, то обычно кормят молочными смесями.

Из риса, овсянки, перловой крупы готовят отвар. Крупу перебирают, моют и кипятят в течение получаса. Затем нужно процедить этот отвар, добавить в него сырое коровье молоко и положить сахар. Всю смесь опять кипятят в эмалированной кастрюле, но не больше 3 минут, и разливают в чистые, только что прокипяченные бутылочки.

Лучше всего, конечно, получать смеси в детской консультации. Если такой возможности нет, то врач или сестра должны указать матери, как готовить их.

Кормить малыша следует с ложечки, чтобы он не привыкал к легкому сосанию. Если такое кормление наладить никак не удается, приходится девать смесь из бутылочки через соску. Дырочку в ней надо делать как можно меньше.

Прикорм следует вводить не за счет грудного кормления, а вместо молочных смесей.

Для каждой матери должно быть совершенно ясно, что перевести ребенка на смешанное вскармливание можно только с разрешения врача. Делать это по собственному разумению — значит причинить вред.

Искусственное вскармливание. Если ребенок не может получить грудное молоко, применяют искусственное питание. По составу к женскому молоку ближе всего подходит молоко животных, однако в цельном виде оно малопригодно для младенца, и приходится его разводить. Существуют различные комбинации молочных смесей, различные пропорции составных частей. Об этом надо посоветоваться с врачом.

Искусственно искармливаемый ребенок, особенно в первые месяцы жизни, нуждается в постоянном наблюдении врача, фельдшера или медицинской сестры.

Для приготовления смесей можно использовать не только коровье, но и козье молоко. По условиям климата приходится давать молоко и некоторых других животных.

При искусственном вскармливании неизмеримо возрастают требования к чистоте пищи. Прежде всего надо быть вполне уверенным, что животное совершенно здорово, и при его доении строго соблюдать все правила гигиены. В хлеву должно быть чисто, животное каждый день тщательно вычищено, вымя вымыто с мылом, хвост привязан на время дойки к ноге. Раньше считали, что корову, если ее молоко идет грудному ребенку, надо держать на сухом корме. Теперь это мнение опровергнуто, наоборот, зеленый корм улучшает качество молока, насыщает его витаминами.

Не следует давать корове корм (помои, очистки и т. п.), от которого у всех бывает понос.

Цельное молоко или разведенное отваром разливают в чистые бутылочки (по одной порции в каждую), затыкают их чистой ватой и ставят в кастрюлю. На дно кастрюли кладут тряпочку и наливают воду до уровня молока в бутылочках. Минут через 5—10 после того как вода закипит, возможно скорее охлаждают бутылочки и хранит их при температуре не выше 10°С тепла.

Сразу же после кормления надо помыть бутылочку сначала холодной, а потом горячей водой с содой и мылом. Соску следует на час погрузить в раствор питьевой соды (1 чайная ложка на стакан воды). По утрам все соски кипятят и затем держат их в закрытой баночке.

Коровье молоко переваривается дольше, чем материнское, поэтому кормить ребенка надо не через 3, а через 3 1/2 часа, строго выдерживая эти сроки.

Количество смеси, которое в течение суток должен получить ребенок, зависит от его возраста и веса.

Врач или фельдшер, устанавливающий режим кормления, руководствуется следующим: в возрасте от 2 недель до 2 месяцев вес смеси должен быть равен 1/5 веса младенца; от 2 до 4 месяцев — 1/6 веса; от 4 до 6 месяцев — 1/7 веса; от полугода до года — 1/8 но не больше 1 кг.

Если, например, трехмесячный ребенок весит 5 400 г, за сутки он должен получить 900 г пищи. Нужно всячески опасаться перекормить младенца, так как при неполном переваривании искусственной пищи (не грудного молока) легко происходит расстройство пищеварения. Не надо стараться дать ребенку столько смеси, сколько он в состоянии съесть. Руководствоваться надо таким принципом: младенец должен получать наименьшее количество искусственного питания, при котором он хорошо развивается и нормально прибавляет в весе. Определять эту норму может только медицинский работник. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, его нужно особенно часто в регулярно показывать врачу или фельдшеру.

Учитывая недочеты искусственного вскармливания, врач разрешает раньше давать младенцу соки и прикорм.

При искусственном вскармливании ребенок слабее, и потому за ним нужно особенно хорошо ухаживать, особенно точно и аккуратно выполнять указания врача или фельдшера.

Сон — лучший отдых для нервной системы, насущная потребность организма, особенно растущего. Нужно, следовательно, заботиться, чтобы ребенок достаточно спал.

В первый месяц своей жизни новорожденный спит почти круглые сутки. Чем старше он становится, тем меньше спит дном. К 2—3 месяцам ребенок спит днем 3 раза по 2 часа и 10 часов ночью. Десятимесячный ребенок тоже должен спать 3 раза в день, но не так долго — по полтора часа, а всего за сутки ему полагается слать около 15 часов.

Годовалого ребенка днем укладывают спать 2 раза, нормальная продолжительность его сна 13 1/2 часов в сутки.

Очень хорошо дети спят на воздухе. Если это организовать невозможно, то надо одеть малыша, почти как для прогулки, и положить под открытой форточкой. В крайнем случае необходимо хорошенько проветрить комнату, не боясь того, что в ней станет немного холоднее.

Когда ребенок здоров, сыт я ему тепло (но не жарко), он спит спокойно. Если малыш плачет, не засыпает, надо выяснять причину этого. Бывает, что виноваты сами взрослые: взбудоражили малыша, насильно накормили и т. д. Может быть, в комнате жарко или ребенку неудобно лежать. Чтобы этого не случилось, надо перед сном перепеленать его. Детей постарше следует посадить на горшок, умыть. Лишний шум, яркий свет мешают уснуть, поэтому надо заслонить лампу, ходить и разговаривать потише. Добиваться особенно полной тишины нет надобности.

Ни в коем случае нельзя укачивать младенца. Головокружение, которое возникает от этого, расшатывает здоровье, ребенок становится нервным.

Прогулки. Чем больше времени проводит ребенок на воздухе, тем полезнее. Потребность в кислороде у детей чрезвычайно велика. Достаточно сказать, что за сутки младенец пропускает через легкие больше воздуха, чем взрослый.

Если ребенок родился весной или летом, то ужо через день — два после рождения его можно на 10—15 минут вынести на воздух. Зимой первый раз здорового новорожденного надо вынести на воздух через 2 недели, выбрав ясный, тихий день, когда мороз но превышает 10°С. Срок первых прогулок 10—15 минут. Постепенно прогулки удлиняются. Гулять с. ребенком рекомендуется 2 раза в день. Малышам полезно и спать на дворе. Пребывание на воздухе не надо отменять даже в пасмурную погоду, если только температура не падает ниже 20°С мороза. От сильного ветра ребенка надо защищать, поставив, например, коляску с подветренной стороны дома. Закрывать лицо не следует.

Одевают малыша по погоде, учитывая, что перегревание или охлаждение причиняют вред. Для зимы очень хорошо сшить стеганый мешок, в котором ребенка укладывают спать на улице.

Летом дети целый день должны быть на свежем воздухе. Пеленать и подмывать их также можно под открытым небом, но в защищенном от ветра месте. Ни в коем случае нельзя оставлять грудного ребенка на солнце.

Каждая мать хочет вырастить крепкого, упитанного ребенка. Значит, она не должна забывать об огромной пользе свежего воздуха. Мало того, что малыш достаточно времени находится во дворе, он и в помещении должен всегда дышать чистым воздухом. Для этого проветривают комнаты даже в холодную погоду 5—6 раз в день, открывая на 15—20 минут форточку. Если ветер дует прямо в окно, надо затянуть форточку марлей.

Закаливание младенца. Закаливать необходимо детей с грудного возраста. Прежде всего не следует кутать детей, в теплую погоду завертывать в ватные одеяла, повязывать шею платком, прикрывать головку чепчиком, косынкой — все это не приносит никакой пользы и может повредить здоровью.

Уже полутора—двухмесячному малышу, если только температура воздуха не ниже 20°С, рекомендуется делать воздушные ванны. Для этого его 1 или 2 раза в день кладут на 2—3 минуты голеньким на кровать. Постепенно ребенок привыкнет и к более холодному воздуху. Тогда можно не прекращать ванн даже при 16°Сх тепла. Постепенно следует увеличивать и продолжительность воздушной ванны: к 6 месяцам ее доводят до 5 минут, повторяют по 4 раза в день. Годовалый ребенок может принимать и получасовую воздушную ванну. Лежать ребенок должен и на спине и на животе.

Летом воздушные ванны лучше делать на открытом воздухе, в тени, но вблизи от освещенного солнцем места.

Очень полезны влажные обтирания. Нужно начинать их делать, когда ребенку исполнится 3—4 месяца. Мягкую варежку мочат в подогретой до 37—38°С воде и слегка обтирают ребенку сначала руки (тут же надо их насухо вытереть), затем ноги, грудь, живот, спинку. Постепенно надо снижать температуру воды, чтобы для 12— месячного ребенка она не превышала 25°С тепла.

Обтирания должны быть приятны ребенку. Если он дрожит, синеет, плачет, надо временно прекратить их и посоветоваться с медицинским работником.

Гимнастика для грудных детей. Если ребенок мало двигается, у него будут слабые мышцы, суставы, замедляется и общее его развитие. Движения необходимы каждому маленькому ребенку.

Доступные по возрасту физические упражнения приносят чрезвычайно большую пользу. Глубже и ритмичнее становится дыхание, укрепляется сердечно-сосудистая система, все органы лучше снабжаются кровью. Гимнастика улучшает также аппетит и усвоение пищи.

Приступать к физическим упражнениям нужно, как правило, когда ребенку исполнится полтора-два месяца. Но нельзя начинать занятия по собственному усмотрению. Надо получить предварительно от врача или фельдшера подробные указания, разучить движения под руководством медицинской сестры. Конечно, делать с грудным ребенком можно лишь самые простые упражнения: скрестить ого ручки на груди и развести их в стороны, повернуть ручки к плечам, поднять вперед; согнуть и разогнуть колени, поднять вытянутые ножки до вертикального положения. Месяц за месяцем упражнения нужно усложнять. Например, взяв руки ребенка, можно делать ими круговые движения, поднимать ноги, таз.

Пусть младенец полежит на животе, сам поворачивается со спины на живот, ползает — все это приносит большую пользу. Первое время занятия длятся 5—6 минут, постепенно их удлиняют до 10—15 минут. После еды надо выждать полтора часа, прежде чем приступать к гимнастике.

Упражнения надо выполнять плавно, держать малыша уверенно, но очень осторожно, не допуская никакого насилия. Особенно следует оберегать от сотрясений и ушибов голову.

Ребенок делает гимнастику голеньким, поэтому в комнате должно быть тепло. Предварительно нужно проветрить помещение. Летом хорошо перенести занятия на открытый воздух, если не ветрено и термометр показывает в тени не меньше 21°С тепла. После гимнастики малыш должен полчаса спокойно полежать в пеленке.

Благодаря физическим упражнениям ребенок своевременно начинает сидеть, ходить. Но из этого вовсе не вытекает, что можно пытаться сажать и даже ставить малыша в тот период, когда он еще не созрел для этого. Попытки опередить нормальное развитие Не приносят пользу.

Воспитание ребенка. Не следует думать, что грудные дети нуждаются только в хорошем питании и правильном уходе, а воспитание — дело будущего. Именно в раннем детстве легче выработать привычки и навыки, которые потом станут основой хорошего, уравновешенного характера.

Маленькие дети очень легко привыкают к определенному распорядку дня. Если их кормят, укладывают спать, высаживают всегда в одно и то же время, то никаких затруднений не возникает — они не капризничают и сохраняют в точение всего дня ровное, радостное настроение.

Когда здоровый ребенок кричит, нужно первым делом проверить, но мокрый ли он, удобно ли лежит. Если все в порядке, не следует стараться особенно успокаивать его, брать на руки, прикладывать к груди. Обычно после этого младенец умолкает, но зато вскоре усваивает манеру добиваться своею криком, плачем.

Когда ребенку исполнится полгода, начинают приучать его проситься на горшок. Через 20—30 минут после кормления или сразу после сна (если малыш проснулся сухим) надо подержать его нал горшком. Спусти какой-то срок он привыкнет мочиться и испражняться именно в это время я уже сам будет издавать те или иные звуки или делать характерное движение, покапывая, что ему хочется на горшок. Матери следует внимательно присматриваться к ребенку, чтобы уловить эти первые сигналы. Если это удается и ребенка тут же высаживают, то привычка проситься на горшок укрепляется. Не надо подолгу оставлять его на горшке или давать в это время игрушки.

Обращаться с малышом нужно ласково, не кричать на него, не шлепать и не запугивать. От этого ребенок становится беспокойным, боязливым, нервным. Гораздо большего можно добиться спокойной настойчивостью, последовательностью требований, предъявляемых к малышу.

У ребенка должны быть игрушки, но такие, которыми он не может причинить севе вред. Не нужно давать малышу мелкие вещи — бусинки, пуговицы и т. п., он может засунуть их в ухо, нос, проглотить или вдохнуть. Очень хорошо повесить несколько ярких игрушек над кроваткой, малыш будет рассматривать их, радоваться новым впечатлениям. Позже игрушки кладут рядом с ним, и он учится хватить их, тянуться за ними.

Вряд ли найдется мать, у которой нет потребности «погукать» с малышом, поговорить с ним. Младенец испытывает наслаждение от теплого знакомого голоса, от склоненного к нему улыбающегося лица и т. п. Все это ускоряет общее развитие ребенка. Любое действие — купание, пеленание, еду — надо сопровождать ласковыми словами, называть предметы, которыми приходится пользоваться, улыбаться малышу.

У маленького ребенка способность воздерживаться от какого-либо запрещенного действия чрезвычайно мала. Целесообразнее не повторять много раз «нельзя», «не разрешаю», а сразу же постараться переключить внимание малыша, отвлечь его.

Как следить за здоровьем и развитием ребенка. Каждым грудной ребенок должен находиться под систематическим наблюдением врача или фельдшера. Но и сама мать должна знать, как можно контролировать развитие сына или дочери.

Самый основной показатель — вес. Причем особое значение имеет не больший или меньший вес ребенка в том или ином возрасте, а изменение веса, его увеличение из месяца и месяц. В среднем на протяжении первого полугода жизни дети прибавляют по 600 г в месяц, во втором полугодии — по 500 г. Небольшие отклонения от этих средних цифр могут быть, но в течение 2—3 недель они выравниваются. Если продолжительное время вес нарастает недостаточно или вовсе не увеличивается, это — сигнал о неблагополучии. Нужно, не откладывая, обратиться к врачу.

С другой стороны, чрезмерная прибавка в весе тоже ни к чему. Перекормленные дети отстают в развитии, позднее начинают ходить, труднее переносят болезни. Надо регулярно взвешивать ребенка.

Как показатель развития ребенка имеет значение и рост.

Таблицы взяты из книги Б. А. Архангельского и Г. Н. Сперанского "Мать и дитя", 1956 год.

Прорезывание зубов также позволяет судить о здоровье малыша. Обычно оно начинается в 6—9 месяцев и происходит в определенном порядке: сначала появляются средние резцы, потом боковые резцы (рис. 14). К году ребенку полагается иметь 6—8 зубов. Если появление зубов задерживается или нарушается обычный порядок их прорезывания, это свидетельствует о плохом развитии. Надо с помощью врача выявить причину и устранить ее.

Неправильно думать, что прорезывание зубов должно сопровождаться повышением температуры, поносом, воспалением полости рта. Все это бывает от плохого ухода, от недостаточного соблюдения чистоты. Такие недомогания но зависят от зубов.

Ребенок появляется на свет совершенно беспомощным, он не в состоянии даже держать головку, а к году осваивает разнообразные движения, начинает сознательно общаться с окружающими, научается ходить. Сроки приобретения этих умений также характеризуют развитие.

Как правило, к полутора месяцам ребенок начинает задерживать взор на определенных предметах, следить за ними глазами. Через две недели можно заметить у него первую улыбку, а в трехмесячном возрасте он уже в состоянии держать голову. На четвертом месяце ему удается переворачиваться со спины на бок, а потом на живот. В этот же период появляются первые хватательные движения.

Сидеть дети начинают в 7—8 месяцев, а вскоре и ползать. Около года ребенок самостоятельно делает первые шаги.

С 5 месяцев малыш узнает мать, улыбается ей, а к 9 месяцам он может повторять за взрослым отдельные самые простые слоги.

Если эти вестники нормального развития задерживаются, значит родители чего—то недоглядели, не создали ребенку условий, способствующих формированию новых навыков: они должны обратить на это внимание.

Книга «Домоводство» Москва 1959 г.